«Вечно-мужественное» и «вечно-женственное» — постоянная тема искусства и философии. Каждая эпоха вносит в её осмысление свою лепту. ХХ век с его бурными общественными потрясениями, резким изменением социальных ролей и двумя мировыми войнами – не исключение.
На выставке «Мир женщины. ХХ век» представлены произведения живописи из собрания Калининградского музея изобразительных искусств, по времени своего создания охватывающие ровно столетие. Многие из них экспонируются впервые. Большинство относится к реалистическому направлению; но реализм ХХ века – очень разный, многогранный: это и «романтический классицизм» советской академической школы (П.А. Моссаковский, А.М. Балабаев, М.Г. Пясковский, А.А. Коцка), и лирический психологизм «оттепели» (С.А. Тутунов, А.П. Рыбкин, В.М. Орешников, Л.Л. Скубко-Карпас), и всемирно признанный «неоимпрессионизм», и «неоренессанс» ленинградской, московской, «южной» и «прибалтийских» школ (В.А. Ларионова, Л.С. Давиденкова, Т.Г. Назаренко, Ю.А. Рысухин, М.В. Керимова-Соколова, Г.Е. Новикова). К примеру, картина «В парке. Женский портрет в парке» Игоря Сальцева — воплощение воспеваемых черт, которые традиционно ассоциируются с женственностью: мягкостью, нежностью и красотой. Запечатлённый художником образ современной девушки в ренессансном духе существует вне времени как поэтический идеал.
Другие живописцы (С.М. Мурадян, И.Н. Чередников) по-прежнему возвращаются к экспериментам авангарда в конце столетия. Созданные художниками портреты «прекрасных дам» оказались востребованными как у зрителей, так и у коллег по цеху – у мастеров множество последователей. Можно с уверенностью сказать, что образ женщины сам по себе составляет некий микрокосмос, в котором находят свое отражение все культурные явления, происходящие как в европейском, так и в русском искусстве.